Лучшее - детям. Знак качества
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение
Центр образования "Эврика"
  • :
  • :

Группа «Солнышко»

Группа «Солнышко»

Младшая группа «Солнышко»

Воспитатели группы «Солнышко»:Раиса Михайловна Шелдышева, Елена Викторовна Шульженко

Младшие воспитатели: Татьяна Александровна Монахова


Мы весёлые ребята,

Непоседы, дошколята.

Любим мы играть, смеяться,

Физкультурой заниматься.

Любим петь и рисовать,

Книги разные читать,

Наблюдать и удивляться

И друг другу улыбаться.

Много разных дел у нас –

Наша группа просто класс!

Первый раз – в детский сад!

Правильная организация жизни дошкольников младшего возраста создает у детей чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

В младшей группе мы будем учиться общаться с ровесниками и взрослыми, найдём друзей, научимся культурно-гигиеническим навыкам, играть с игрушками, рисовать и лепить, петь, танцевать, слушать и рассказывать. Но всё это – не сразу, а постепенно.

Образовательная деятельность включает в себя:

•непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности;

•образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

•самостоятельную деятельность детей;

•взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеоб­разовательной программы дошкольного образования.

Непосредственно образовательная деятельностьреализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также дея­тельности общения, восприятия художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Самостоятельная деятельностькак свободная деятельность де­тей обусловливается в первую очередь предметно-развивающей обра­зовательной средой.

Предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разносто­роннего развития каждого ребёнка, организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Взаимодействие с семьями детей

Воспитание всесторонне развитой личности – это общая задача и родителей, и педагогов.

Возложив ответственность за воспитание детей на родителей, используются новые отношения семьи и дошкольного учреждения, это «сотрудничество» и «взаимодействие».

Основная цель всех форм и видов взаимодей­ствия с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Объединяя свои усилия, родители и воспитатели помогают ребёнку обеспечить эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а дошкольное учреждение способ­ствует его развитию, умению общаться со сверстниками. Показатель характера взаимодействия до­школьного учреждения и семьи является эмоциональное самочувствие ребёнка.

Адаптация ребенка к детскому саду

Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: раз ребенку стукнуло три года — значит, ему надо идти в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья… Да, и мама должна выйти на работу.

Словом, детский сад — необходимость. Словом, без него не обойтись. Он — одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок.

В срок так в срок… И вы, как все, в три года отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю… Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены всем этим. Ваш малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша. С ним все время что-то происходит. Только не понятно, что же, что...

Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.

Эмоциональный портрет (ЭП) ребёнка, поступившего в детский сад

I. Отрицательные эмоции — как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить… И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он мчится к выходу, там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. И так по нескольку раз в день.

В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто подпевает в хоре.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

II. Страх — обычный спутник отрицательных эмоций. Ведь ваш малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой.

III. Гнев — Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все.

IV. Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса.

V. Социальные контакты. Уже в три года ваш малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка — это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство.

Как только ваш малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.

VI. Познавательная деятельность — обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним, познавательная деятельность его заторможена. Однако, как только он «проснётся», или вы «разбудите» его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

VII. Социальные навыки. Под прессом стресса ваш малыш обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить «спасибо». Однако по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется речь в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. Такая речь — итог тяжелой адаптации. При легкой — она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

X. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

XI. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ваш ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

Итак, по-видимому, вы уже, наверно, поняли, что адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все уровни его. Теперь вы знаете, что происходит у ребенка с поведением, причины изменения его. Вам стало ясно, что всему виновник стресс. Стресс, превращающий на время малыша в другого человека, стресс, разрушающий его защитные барьеры, стресс, извращающий ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вы уже знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Именно в то время, когда ребенок ваш, как никогда, нуждается в вас, в вашем понимании его, а главное — поддержке, когда вам надо и необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз — груз адаптации к детсаду, который «надрывает» его. И часть детей и в самом деле «надрывается», о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.

  • -Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • -Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • -Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • -Щадить его ослабленную нервную систему.
  • -Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • -Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • -Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • -Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • -Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • -При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • -При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Родителям на заметку

ДЕЛАТЬ или НЕ ДЕЛАТЬ?

Делайте!

  • -Радуйтесь Вашему ребенку.
  • -Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • -Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
  • -Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
  • -Говорите с малышом короткими фразами.
  • -В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  • -Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • -Говорите медленно.
  • -Будьте терпеливы.
  • -Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
  • -Каждый день читайте ребенку.
  • -Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • -Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  • -Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
  • -Поощряйте игры с другими детьми.
  • -Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  • -Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
  • -Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
  • -Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
  • -Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
  • -Посещайте с детьми музеи, театр, кино, книжный магазин.
  • -Будьте примером для малыша.
  • -Играйте с ребенком в разные игры.
  • -Не теряйте чувства юмора.
  • -Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Не делайте!

  • -Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • -Не задавайте слишком много вопросов.
  • -Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • -Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
  • -Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
  • -Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».
  • -Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
  • -Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
  • -Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
  • -Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
  • -Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:

всех логических связей;

всех Ваших чувств («Мама устала»);

абстрактных рассуждений и объяснений.

  • -Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
  • -Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

Раиса Михайловна Шелдышева,

воспитатель высшей квалификационной категории

Фотографии:
5368