Лучшее - детям. Знак качества
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение
Центр образования "Эврика"
  • :
  • :

Об иностранном языке, детях и их родителях

Об иностранном языке, детях и их родителях

Знания иностранных языков полезно не только в профессиональном плане, но и для здоровья. Оказывается, что изучение иностранных языков делает мозг более активным и помогает защитить его от старения.

Ученые обнаружили, что у пожилых людей, владеющих иностранными языками, мозг работает лучше, чем у тех, кто говорит только на своем родном языке. Изучение иностранных языков — это своего рода тренировка для мозга, которая помогает сохранить ясность мысли и способность к обучению в пожилом возрасте.

При этом уровень образования человека не играет практически никакой роли. Человек может не иметь высшего образования, но знать несколько языков, и при этом его мозг будет работать активнее, чем у человека, закончившего несколько университетов.

За последние десятилетия английский язык буквально ураганным ветром ворвался в нашу жизнь. Мы слышим иностранную речь все чаще: с экранов телевизоров, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом или просто компьютером.

В наше время стало очевидным фактом, что обществу нужны люди, свободно владеющие языками. Решение этой проблемы поможет обучение языку детей с раннего возраста.

Многие российские ученые считают, что начать обучение детей иностранному языку следует примерно с пятилетнего возраста, когда речь ребенка на родном языке уже более или менее сформирована, и он говорит, хотя и очень короткими, но правильно оформленными предложениями.

Психологи утверждают, что ребенку намного легче овладеть иностранным языком, чем взрослому. Значит, если не начать изучать язык в детстве, овладеть им в той же мере, как своим родным, невозможно. К такому выводу пришли ученые Берлинского и Миланского университетов в ходе исследования результатов усвоения немецкого языка итальянцами, среди которых были те, кто учил немецкий язык в раннем возрасте и будучи взрослыми. Возраст от рождения до 8-9лет был определен как «волшебным» для изучения иностранного языка. По мере же взросления человека его мозг все хуже воспринимает несколько языков в качестве родных.

Зарубежные психологи Пенфильд и Робертс считают, что лучшим возрастом для занятия иностранным языком следует считать период с 4 до 8 лет. Элиот — с 1,5 до 7 лет.

Физиологи утверждают, что после 9 лет способность мозга овладевать речью притупляется и с возрастом все уменьшается. Таким образом, после 10 лет ожидать, что вы сможете выучить английский так же, как когда-то русский, просто бессмысленно.

Занятия по иностранному языку, которые проходят всего 2 раза в неделю по 25-30 минут недостаточны для того, чтобы свободно говорить по-английски, необходима большая практика общения. Конечно, идеальным способом изучения английского языка был бы постоянный контакт с иностранцем, но не каждый родитель сможет позволит себе няню англичанку. Бесспорно, воспринимать английский язык в той степени, что и русский невозможно, ведь мы живем не в англоязычной стране, у нас есть своя история и культура, но максимально приблизить языковую и культурную среду все-таки по силам, если помимо речевой практики на занятиях дома хотя бы по 15 минут в день смотреть мультики на английском (их можно купить, заказать или закачать через Интернет). А также большим плюсом будут для детей дополнительные занятия в лицеях, с репетитором.

Основной формой обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра. Игры занимают важное место в жизни наших детей. Игра — это дверь в душу ребенка, она создает атмосферу увлеченности и снимает усталость у детей, развивает умственную и волевую активность, тренирует память и сообразительность, развивает речь даже самых пассивных и слабо подготовленных детей.

А игры с песнями и движениями, которые мы разучиваем на своих занятиях, — самый легкий и веселый способ отработать произношение и обогатить словарный запас ребенка, совместное пение и движения создают у ребят атмосферу праздника. Опираясь на многолетний опыт преподавания, я пришла к выводу, что использование стихов-рифмовок позволяет лучше закрепить лексику. 90 процентов всех рифмовок, которые я использую на занятиях, являются авторскими. Остальные, взятые из оригинальной английской литературы, максимально адаптированы к уровню понимания дошкольников.

В целях знакомства детей с традициями страны изучаемого языка, развития интереса к иностранному языку, воспитания навыков культуры каждый год в апреле мы проводим Неделю английского языка. Предыдущая Неделя была посвящена Шотландии, дети учились играть в игры шотландских горцев.

Современные родители заметно отличаются от поколения своих родителей. С одной стороны, большинство из них (кто лучше, кто хуже) знают английский. С другой стороны, мало кто знаком с возрастной психологией и готов терпеливо помогать своему ребенку справляться с трудностями, радуясь каждой победе. Психологи советуют быть терпеливыми, не ждать быстрых результатов, не завышать планку. Задача родителей — подбодрить, воодушевить, поддержать. Нужно помнить, что не только тело нуждается в пище. Уверенность в себе тоже нужно подпитывать. Как? Хвалить, хвалить и еще раз хвалить. Многие родители удивятся, когда узнают, что чаще всего причиной неудач в учебе (а потом и в жизни) является заниженное мнение о себе, а вовсе не отсутствие способностей. Заниженная самооценка блокирует у детей процесс обучения, порождает страх. Поэтому первое, к чему должны стремиться родители — научить детей верить в свои силы. Когда ребенок поверит в свои силы, он будет работать с большим старанием. Если же откладывать похвалу до той поры, пока ребенок не добьется заметных успехов, то есть риск вообще этого не дождаться.

Порой родителям кажется, что ребенка хвалить пока не за что. Но можно похвалить хотя бы за готовность быстро сесть за уроки. Среди строчки закорючек можно найти одну симпатичную букву и похвалить за нее. «А еще так сможешь? Это трудно, но у тебя получится… Ты молодец! Сегодня занимался лучше, чем вчера…» Нельзя сравнивать детей с другими детьми или с собой в детстве. Фразы типа «Ну, посмотри на Олю! Как она хорошо говорит по-английски! Не то, что ты! У тебя ничего не получается…Вечно ты…Вечно у тебя…» должны быть забыты.

Обычно родители беспокоятся, не испортит ли похвала их ребенка. Приведем такой пример: маму каждый день с восхищением благодарят за вкусно приготовленный борщ, удивительно испеченный пирог. Испортит маму признание ее талантов, или, наоборот, оно воодушевит ее на приготовление еще более изысканных блюд? Ответ очевиден. Детям же еще больше, чем нам, взрослым, хочется быть «хорошими», хочется, чтобы в них видели людей способных, умных, волевых. Не всегда они это признают. Они очень ранимы, сами себе порой бояться сказать, что хотят быть успешными. Поэтому необходимо ставить реальные задачи, в которых ребенок может быть успешен. А один даже маленький успех непременно приведет к следующему большему успеху. Родители и дети, работая вместе, не только осваивают язык, но и учатся слышать и понимать друг друга. Дом для ребенка становится его надежной крепостью, где в него верят, где его любят, где его всегда поддержат. Ваш ребенок всегда «Well done! Молодец!»

Исходя из многолетнего опыта работы с малышами, я считаю, что раннее обучение иноязычной речи детей дошкольного возраста является правомерным, так как дает возможность гибкого перехода к углубленному изучению иностранному языку в начальной школе, позволяет сохранить и углубить положительную мотивацию изучения предмета в школе.

Хочется пожелать удачи вашему ребенку! А вы, уважаемые родители, не пропустите его лучший возраст для начала изучения английского языка!

Педагог дополнительного образования Дьяконова Е. Ф.

Фотографии:
2212